ДОСТОЕВСКИЙ
НА ИНТЕРАКТИВНОМ УРОКЕ ЧТЕНИЯ
Открытый электронный ресурс
по обучению чтению художественной литературы
Произведения писателей-классиков золотого века русской литературы нужно читать вне зависимости от календаря юбилейных дат. Однако, нельзя не согласиться с тем, что 200-летний юбилей одного из самых известных и почитаемых русских писателей XIX века – Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881) – это повод присмотреться к новым возможностям, которые предоставляют современные мультимедийные технологии как опытным непредубеждённым читателям, так и тем, кто только осваивает «искусство чтения».
Главные произведения Ф.М. Достоевского, без всякого сомнения, – это романы «великого пятикнижия»: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1869), «Бесы» (1871), «Подросток» (1875) и «Братья Карамазовы» (1878). Но для не очень опытного читателя освоение объёмного художественного текста представляет большую трудность. Поэтому начинать знакомство с творчеством классика русской литературы стоит с малой литературной формы.

ИНСТИТУТ ПУШКИНА
представляет мультимедийный учебный комплекс по рассказу Ф.М. Достоевского «Ёлка и свадьба» (1848).
СОВЕТЫ ЧИТАТЕЛЯМ   
Дорогой читатель!

Проза Достоевского – не самое лёгкое чтение. Не только потому, что язык его произведений – русский язык 19 века – существенно отличается от современного, но и потому, что прочитанное не всегда можно понять с первого раза: практически каждая фраза писателя требует дополнительного обдумывания, которое позволяет читателю увидеть скрытый в ней смысл.

Позволю себе дать несколько советов.

Совет 1.
Будьте смелее! Достоевский писал для читателей, и заинтересованный читатель может понять написанное.

Совет 2.
Не спешите, не забегайте вперёд. Для удобства чтения текст рассказа разделён на фрагменты. Старайтесь внимательно, не торопясь, читать каждый фрагмент.

Совет 3.
Обратите внимание, что к каждому фрагменту предлагаются вопросы и задания, которые не просто проверяют, понял ли читатель значение той или иной языковой единицы, а помогают ему увидеть в тексте ключевые единицы и, поразмышляв над ними, понять, кто герой рассказа, что с ним происходит (какое событие), где и когда. Отвечая, вы лучше поймёте прочитанное, обратите внимание на то, что, возможно, ускользнуло при первом чтении.

Совет 4.
Не пропускайте показавшийся неинтересным вопрос или трудное задание. Тестовый формат заданий – гарантия того, что правильный ответ обязательно будет найден! После правильного ответа можно переходить к следующему заданию или вопросу.

Совет 5.
После того, как вы прочитали рассказ и выполнили все задания к фрагментам текста, можете заглянуть в Приложение к онлайн-уроку и выполнить творческие задания, ответить на вопросы, почему рассказчик умолчал о своих чувствах при виде невесты, можно ли назвать рассказ «святочным» и др., разгадать кроссворд со словами из рассказа, а также сравнить конец рассказа Достоевского с сюжетом картины И.В. Пукирева «Неравный брак». Думаю, вы обратили внимание, что в оформлении сайта проекта наш художник использовал фрагменты этой картины.

Вы можете читать рассказ и выполнять задания онлайн на стационарном или мобильном устройстве, а можете, скачав мобильное приложение, заниматься офлайн в любом удобном месте, даже если там нет интернета!

Желаю интересного чтения!

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ   

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
по использованию мультимедийного комплекса в учебном процессе

Уважаемый коллега!

Предлагаемый мультимедийный комплекс «Достоевский на интерактивном уроке чтения» предназначен для обучения чтению художественной литературы инофонов (В2+), билингвов и носителей русского языка. Центральным элементом комплекса является интерактивный урок чтения по рассказу Федора Михайловича Достоевского «Ёлка и свадьба». С уроком можно знакомиться как онлайн на стационарном или мобильном устройстве, так и, скачав мобильное приложение, заниматься офлайн в любом удобном месте, даже если там нет интернета

При создании урока была применена авторская методика1, основными принципами которой являются: использование аутентичных текстов, не подвергавшихся сокращению и/или адаптации; учёт универсальных психологических механизмов читательской деятельности и организация урока чтения по модели естественного взаимодействия читателя и книги.

Интерактивный урок чтения представлен в двух версиях «ЧИТАТЕЛЯМ» и «УЧИТЕЛЯМ». Различия версий обусловлены желанием разработчиков дать учителю большую свободу в передвижениях по уроку: версия позволяет пользователю войти в любой фрагмент урока и выбрать в нём для просмотра любое задание. Версия «ЧИТАТЕЛЯМ» предусматривает последовательное знакомство с фрагментами текста, переход к новому заданию возможен только после правильного выполнения предыдущего.

Возможно, вас удивит отсутствие лексико-грамматических заданий на этапе предтекстовой работы, но грамматических трудностей не должно быть, так как читатель уровня В2 уже владеет основами русской грамматики, а преодолению лексических трудностей в процессе чтения будут способствовать интерактивные задания с использованием когнитивных стратегий идентификации значения незнакомого слова. На этапе предтекстовой подготовки к чтению происходит краткое знакомство с автором, демонстрируется портрет писателя и др.

Поскольку обучение чтению (как и любой другой деятельности) возможно только в процессе этой деятельности, основным этапом урока чтения является притекстовый, когда происходит непосредственное восприятие художественного текста читателем. Для удобства чтения текст рассказа разделён на фрагменты, работа идёт последовательно над каждым фрагментом. К каждому фрагменту предлагается от 1 до 6 заданий в тестовом формате, цель которых состоит не в «снятии» отдельных трудностей или комментировании текста, а в том, чтобы помочь неопытному читателю «увидеть» в тексте ключевые текстовые единицы, описывающие основные компоненты ситуации текста2, и создать в своём воображении «проекцию текста» (термин Н.А. Рубакина): представить, как выглядят герои рассказа, оценить их поступки, догадаться о внутренних мотивах их поведения и т.п.

Вопросы и задания сформулированы таким образом, чтобы, с одной стороны, заинтересовав, побудить читателя к поиску ответа или решения, а с другой – при необходимости указать ему возможный путь размышлений, подсказав ту или иную когнитивную стратегию.

Интерактивный урок чтения может быть использован как для групповой работы в классе, так и для самостоятельных занятий дома.

После того, как урок завершён, можно предложить учащимся выполнить творческие задания из Приложения к онлайн-уроку, PDF-формат которого позволяет по-разному организовать эту работу (в том числе и на бумажном носителе). Задания Приложения не повторяют задания урока, они позволяют расширить и углубить понимание текста за счёт осмысления прочитанного и формулирования на письме собственного мнения и «личностного смысла» (термин А.Н Леонтьева). В Приложении также имеется кроссворд, разгадать который можно только в том случае, если вы внимательно прочитали текст рассказ.

В мультимедийный комплекс «Достоевский на интерактивном уроке чтения» входят также дополнительные ресурсы: аудио- и видео- тексты, которые вы можете использовать по своему усмотрению.

Уверена, интерактивный урок чтения по рассказу Ф.М. Достоевского «Ёлка и свадьба» понравится вашим ученикам! И надолго останется в памяти!

Желаю удачи!

 

1 Н.В. Кулибина «Методика обучения чтению художественной литературы. Монография. 2 изд. – М.: Флинта, 2021.
2 О ситуации текста, её основных компонентах и ключевых текстовых единицах можно прочитать там же

ВЕБИНАРЫ, МАСТЕР-КЛАССЫ, ПРЕЗЕНТАЦИИ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ   

22.09.2021
Мастер-класс в онлайн-режиме для российских и зарубежных преподавателей РКИ «Достоевский на интерактивном уроке чтения». Организатор: ДЦОТ Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина.
14.10.2021
Мастер-класс в онлайн-режиме на Открытии цикла методических вебинаров «Школа преподавателя РКИ» Института Пушкина на тему «Русская классика на интерактивном онлайн-уроке чтения (мультимедийный комплекс по рассказу Ф.М. Достоевского «Ёлка и свадьба»)».
29.10.2021
Презентация на Международной научно-практической конференции «Академия читательского мастерства. Миллион страниц». Организатор: Русская ассоциация чтения.
03.11.2021
Презентация проекта «Достоевский на интерактивном уроке чтения» на XV Ассамблее Русского мира.
19-20.11.2021
Презентация проекта на Международной научно-практической конференции «Достоевский-2021». Организаторы: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина и Московская духовная академия Русской православной церкви.
00.10.2021
Презентация проекта на онлайн-конференции «Внеклассные чтения». Организатор: интернет-журнал «Чтение – детям».
23.11.2021
Презентация проекта на Международной научно-практической конференции «Род, человек и человечество в жизни и творчестве Достоевского». Организаторы: Российский центр науки и культуры (г. Брест), Брестское отделение республиканского общественного объединения «Русское общество», Брестский государственный технический университет, Республика Беларусь.